пятница, 11 марта 2011 г.

Окунь - "биография" горбача.


Кое-что из «биографии» окуня

Окунь (Регса fluviatilis) широко распространен в водоемах нашей страны. Он населяет пруды, озера, реки (кроме горных), солоноватоводные заливы Балтийского, Азовского, Черного, Каспийского, Аральского морей, Северного Ледовитого океана (от Колы до Колымы). Акклиматизирован в верховьях Амура (озера Кенон, Арахлейские). В Балхаше обитает родственный вид — балхашский окунь.
В водохранилищах, обширных озерах окунь представлен двумя экологическими формами: травяником — некрупным, тугорослым, который придерживается мелководий и питается в основном беспозвоночными и глубинным — быстрорастущим, ведущим хищный образ жизни.
Тело окуня зеленовато-желтое, покрыто мелкой ктеноидной (с шипиками по заднему краю) чешуей. На боках — пять-девять темных вертикальных полос. Глаза оранжевые. Брюшные, анальный и хвостовой плавники — красные. При постоянстве рисунка окраска варьирует от светлой до почти черной (в торфяных карьерах). С возрастом заметнее становится горб. Рот усеян мелкими зубами, клыки отсутствуют. Максимальная длина превышает 50 сантиметров, вес — до 3 килограммов. Самки крупнее самцов.
Нерестится весной, в средней полосе — вслед за щукой, когда температура поднимется выше 7—8 °С. Икру, заключенную в студенистые трубки различной длины (у крупных особей — до метра), самки откладывают на растительность, коряги, корни, залитые водой ветви деревьев. Число икринок от 12 тысяч до 300 тысяч, редко — больше. Личинки появляются через две-три недели.
Мальки питаются зоопланктоном, хищниками становятся, достигнув длины 4—10 сантиметров.
Окунь не имеет в водоеме обособленной экологической ниши. Вся его жизнь — в реке ли, озере — связана с повседневной, жестокой, не знающей передышки борьбой за выживание. Исключая, пожалуй, растительноядного амура, все другие позвоночные обитатели глубин, а также рыбоядные птицы, водные насекомые и их личинки в той или иной степени его конкуренты и враги. Причем соперничество идет не только между видами, но и внутри популяции. Не успел увернуться от более крупного сородича — перестал существовать, упустил раз-другой съедобный кусочек — замедлил свое развитие, а там, глядишь, и в чью-то пасть угодил.
Большой урон поголовью окуней наносит человек. И если пока еще неисчислима окуневая рать, то лишь благодаря огромной плодовитости, высокой приспособляемости к условиям обитания. Правда, вокруг крупных городов и промышленных центров, где пресс любительского рыболовства особенно тяжел, в уловах уже преобладают «матросики» — окуньки-травяники. Очевидно, их доля в популяции увеличивается, поскольку быстрорастущий глубинный окунь становится половозрелым позже, а значит, имеет меньше шансов дожить до первого нереста.
В водоемах, где ихтиофауна еще не ощутила заметного воздействия человека (а таких озер в северных и, восточных краях многие тысячи), главным регулятором численности окуней выступает щука. Иногда ей удается совсем выжить окуней из водоема и стать единственным его обитателем. Но бывает и наоборот: окуни вытесняют из озера своего извечного врага. Нередко такой водоем кишмя кишит окунями одного размера, свободно умещающимися на... ладошке. Недомерками они стали из-за перенаселенности водоема и отсутствия эффективной «выбраковки», какую осуществляет щука.
Решающее влияние на темп роста окуня оказывает окружающая среда. В обширном, кормном, с хорошим газовым режимом водоеме окунь набирает вес и увеличивается в длину довольно быстро, хотя вообще эта рыба тугорослая. Например, шести-семилетний окунь из озера Ильмень (Новгородская область) вдвое крупнее окуня того же возраста из реки Печоры. Поэтому рыболову необходимо первого выловленного окуня взвесить и соотнести вес с возрастом. Если двухлетний окунь потянет 20 граммов, трехлетний — 50—60, четырехлетний — 90—100, пятилетний — 150—200 граммов, есть все основания рассчитывать на встречу здесь с рекордными экземплярами.
В поисках пищи окунь полагается на обоняние, боковую линию, но, главным образом, на зрение. Поэтому он активен в светлое время суток; в отличие от щуки, действующей из засады, он чаще преследует свою жертву.
Один штрих: хотя окунь — рыба дневная, яркого солнечного света он сторонится, предпочитая ему затененные места. Полдневной порой крупные окуни — горбачи совсем не случайно оказываются подчас под лодкой ничего не подозревающего удильщика. И если им предложить подходящую приманку — живца или малька, не отказываются от угощения. Нередко — это характерно для горбачей — и летом, и зимой поклевки случаются в предрассветной мгле, если насадка попала в поле зрения хищника.
Встреча с окунем возможна в любом месте водоема. Он, как и плотва, вездесущ. Попадается на участках с дном твердым и заиленным, на мелководье и глубине, в придонном слое и у поверхности, среди растительности, коряжника и вдали от таких укрытий. Но, исключая предосенний и осенний периоды, когда окуни сбиваются в стаи и преследуют мальков по всему плесу, для целенаправленной охоты нужно знать характерные стоянки и особенности поведения хищника.
Без большой натяжки окуня можно причислить к оседлым рыбам: вся его беспокойная, полная драматизма жизнь проходит на определенной территории. Однако и на этом пространстве есть места, где его можно найти почти наверняка. Это песчаные скаты в глубину, участки у водных зарослей и прогалы среди них, удаленные от берега подводные возвышенности, особенно каменистые, коряжник, протоки, соединяющие озера. Попадаются окуни возле небольших куртинок растений на мелководьях плеса.
В водохранилищах, ложе которых до заполнения не было расчищено, окуни выбирают на прибрежных участках затопленные сосны, ели, в густом переплетенье сучьев находя, наверное, надежное укрытие от врагов. Держатся окуни также у оставшихся на дне пней, вдоль береговых кромок ушедших под воду ручьев, речушек, оврагов, на бывших тропинках, полянках и тому подобных местах, ставших дном рукотворного моря.
В реках окуней следует искать в заводях, заливах, затонах, устьях притоков, ямах, омутах, на тиховодьях за мысами, островами, где течение замедляет бег или вовсе прекращается. И здесь окуни тяготеют к камням, корягам, бугоркам и выбоинам на дне, подмоинам у берегов.
Крупные особи таятся в глубине, разыскивают в подводных закоулках добычу в одиночку.
  •                
Пользовательского поиска